02.07.2024

Можно ли смешивать моторные масла

Можно ли смешивать моторные масла

Смешивание моторных масел от различных производителей – тема, вызывающая множество споров среди автовладельцев и специалистов. Официально, большинство производителей автомобилей и моторных масел не запрещают такую практику, однако она требует особой осторожности и соблюдения определенных правил.

Почему смешивание масел – дело рискованное?

Моторные масла разрабатываются с учетом уникального состава и технологий, которые могут значительно отличаться у разных производителей. Смешивание продуктов различных брендов может привести к неожиданным химическим реакциям, изменению физико-химических свойств масла. Например, изменить точку замерзания и другие ключевые характеристики, что потенциально приведет к раннему износу двигателя и сокращению интервалов между заменами масла. Могут образовываться отложения и осадки.

Если смешивание масел было проведено, рекомендуется не откладывать полную замену масла. После замены проведите следующую замену через половину обычного интервала, рекомендуемого производителем вашего автомобиля. Это поможет избежать возможных негативных последствий от использования смешанного масла.

Классификация моторных масел

По типу базового масла.

Моторные масла классифицируются по типу базовой части, которая может быть минеральной или синтетической. А уже базовые масла являются основой готовых продуктов, таких как:

  • минеральные масла
  • синтетические масла
  • полусинтетические масла
  • синтетические масла на основе гидрокрекинговой обработки минеральных базовых масел

Понимание этих различий имеет ключевое значение при смешивании масел, чтобы избежать потенциальных проблем с двигателем.

  • Минеральные масла (Mineral oil), полученные методом селективной очистки нефти, являются базовым и недорогим вариантом для многих автомобилей. Они подходят для использования в более старых моделях автомобилей, которые не требуют высокопроизводительных смазочных материалов.
  • Синтетические масла (100 % Synthetic Motor Oil) обеспечивают наилучшую производительность и защиту благодаря химическому синтезу их базовой части. Они рекомендованы для высокопроизводительных автомобилей и экстремальных условий эксплуатации.
  • Полусинтетические масла (Semi-synthetic / Synthetic Blend Motor Oil) представляют собой комбинацию минеральных и синтетических компонентов, обеспечивая баланс между стоимостью и защитными свойствами. Они подходят для широкого спектра транспортных средств, включая те, что эксплуатируются в умеренно тяжелых условиях.
  • Гидрокрекинговые масла (Synthetic Motor Oil) близки к синтетическим, но производятся из минеральной базы с использованием технологии глубокой очистки с изменением структуры, что обеспечивает более высокую вязкость и температурную устойчивость. Они идеально подходят для современных высокоэффективных двигателей

Гидрокрекинговое масло приближается по свойствам к маслам на основе ПАО (полиальфаолефинов). Цепочки углеводородов в таком масле уже «причёсаны», однородны и стабильны, в отличие от минеральной базы. Одним из главных свойств масел на основе гидрокрекинга является отличная совместимость с различными присадками. Это позволяет вывести свойства гидрокрекинговых масел на самый высокий уровень.

По вязкости.

Вязкость будет определять, насколько легко масло перекачивается к рабочим узлам, насколько легко оно проходит через фильтр и как быстро стекает обратно в двигатель. Чем ниже вязкость, тем легче это произойдет. Вот почему вязкость важна при холодном запуске двигателя, потому что масло холодное и относительно густое.

Вязкость жидкости важна, поскольку она напрямую связана с ее способностью выдерживать нагрузку. Чем выше вязкость жидкости, тем большие нагрузки она может выдерживать. Вязкость жидкости должна быть достаточной для разделения движущихся частей при нормальных условиях эксплуатации (температура и скорость).

Определяется вязкость моторных масел по классификации SAE J300. Среди наиболее часто встречающихся: 10W-40, 5W-40, 5W-30, 0W-30, 0W-20.

По допуску.

Большинство современных автопроизводителей используют собственную классификацию моторных масел OEM, указывая фирменное обозначение уровня качества, например, BMW LL – 01 или BMW LL – 04.  Требование о уровне допуска масла прописывается в документации по обслуживанию автомобиля, которая находится в свободном доступе в сети интернет.

Но основную классификацию масел ввели и до сих пор используют Американский институт нефти (англ. American Petroleum Institute, сокр. API) и ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), а также ILSAC (Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел). Многие автопроизводители указывают классы API или ACEA или ILSAC как основные рекомендованные для своих автомобилей.

Фактически в книге по эксплуатации авто может быть использованы все классификации OEM / API / ACEA / ILSAC или только одна из них. Чаще всего используется для того что бы не вводить потребителя в заблуждение в книге или инструкции по эксплуатации авто указан один тип классификации.

Примеры наиболее актуальных классификаций для легкового транспорта: API SN; ACEA C3; ILSAC GF -5; BMW Longlife-04; GM Dexos 2; MB 229.51; VW 507.00; PSA B71 2296

 

Рекомендации по смешиванию масел

  1. Смешивание масел одного типа: Самый безопасный вариант – это смешивание масел с одинаковой базовой частью. Например, смешивание двух разных минеральных масел или двух разных синтетических масел, предпочтительно от одного производителя.
  2. Использование одного типа вязкости: Масла разрабатываются так, чтобы обеспечить оптимальную вязкость в условиях конкретных температур. Поэтому очень важно при смешивании сохранить этот параметр неизменным.
  3. Использование одного уровня по допускам или классификации OEM / API / ACEA / ILSAC: Масла с одинаковыми допусками обычно содержат схожие пакеты присадок, которые при смешивании будут дополнять друг друга, а не нейтрализовать или ухудшать эффективность каждого другого.
  4. Краткосрочное смешивание разных типов: Если необходимо долить масло и под рукой нет точно такого же, можно временно использовать другой тип масла того же производителя. Однако это решение следует рассматривать как временное, и при первой же возможности следует провести полную замену масла.

Основные принципы смешивания моторных масел

При смешивании моторных масел следует придерживаться определённых рекомендаций, чтобы минимизировать риски для двигателя:

  1. Избегайте снижения качества масла: Важно не добавлять минеральное масло к синтетическому или полусинтетическому, так как это может привести к ухудшению качества и эффективности присадок. Смешивание масел с разными базовыми свойствами может вызвать химические реакции, снижающие их защитные функции.
  2. Не смешивайте разные вязкости: При смешивании смесей с разной вязкостью текучесть жидкости изменяется совсем незначительно. Однако для современных двигатель даже от таких минимальных изменений будет изнашиваться гораздо быстрее.
  3. Не смешивайте масла для разных типов техники: Например, масла для легковых и грузовых автомобилей должны использоваться строго по назначению, так как они разработаны с учетом специфических требований различных типов двигателей.
  4. Бережное обращение с двигателем после доливки: Если пришлось использовать масло более низкого качества, следует избегать высоких нагрузок и больших скоростей, чтобы минимизировать риск повреждения.
  5. Внимание к состоянию масла: После любых манипуляций с маслом обязательно контролируйте его состояние, обращая внимание на изменения цвета, наличие пены и осадков, а также регулярно проверяйте уровень масла в двигателе.